Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Categories:

To every man upon this earth // Death cometh soon or late

Oblivion / Обливион (2013)
And how can man die better
than facing fearful odds,
For the ashes of his fathers,
And the temples of his Gods.
- Thomas Macaulay, "Lays of Ancient Rome"

oblivion_xlg

Джек Харпер (Том Круз) - мусорщик, хранитель и техник на свалке, в которую превратилась Земля. Когда напавшие Падальщики взорвали Луну, на Земле начались постоянные землетрясения, и в результате глобального катаклизма она стала практически непригодной для жизни. Теперь гигантские тетраэдры забирают с неё воду, что использовать для эвакуированного на Титан человечества, и Джек с его диспетчером Викой (Андреа Райзборо) - последние люди на нашей планете.
Вика с радостью ждет истечения срока работы - через две недели их ждут на Тете (это еще один гигантский тетраэдр, космический корабль человечества), и они тоже улетят на Титан. А Джеку Земли жалко - он постоянно нарушает инструкции по технике безопасности, сидит и любуется на виды, а еще ему по ночам снится какая-то губастая брюнетка...

Джон Косински любит три вещи, кажется, и все протаскивает в свои фильмы: это синяя неоновая подсветка, электронный саундтрек и полное отчаяния дистопичное будущее. И красиво это так, что оторваться от картинки и от аудиоряда физически невозможно, завораживает почище любого гипноза.
Главный же вопрос, который Косински задает через своих героев - это что есть человек (и что с ним вообще делать). И этот вопрос настолько интересен, что подчас Косински пренебрегает прописанностью мира, делая его и часть героев достаточно условными, и пытается сконцентрироваться на главном.

То есть мы с вами, конечно, можем задать миллион вопросов, как, к примеру,
[спойлеры]- почему главный герой, такой весь задумчивый, не задумался о номере своего экипажа и искренне не был уверен, что есть другие?
- если большинство населения умерло от голода - то с чем это было связано, при условии, что землетрясения были скорее всего ограничены именно стыками плит, как то непрямо говорит Морган Фримен? почему вообще возник голод?
- почему большинство зданий ушли под землю, но сохранились их внутренности?
- почему землян смогла победить армия клонов, и почему эта армия не смогла вспомнить, кто они? а техники
- почему искусственный интеллект, который победил всю Землю, не смог банально просканировать корабль и определить, кого к ним везут? Или очень тупо прочесть номер башни на хвосте "стрекозы"?

И еще миллион вопросов примерно, но этот антураж ведь не для создания мира как такового - а для создания атмосферы и настроения. И для того, чтобы заставить задуматься (с) о том, что такое человек по сути своей.
В фильме "Транс" героиня Доусон говорит о том, что наша личность определяется нашей памятью.
[СПОЙЛЕР]Косински с этим, видимо, не согласен: во втором же предложении фильма герой сообщает, что помнит только последние пять лет своей жизни, а что было до этого не помнит никто из людей.
НО: главный герой, как мы узнаем примерно в середине фильма, не просто потерял память, подвергшись добровольной memory wipe - он еще и не один такой на свете; он - клон первого астронавта, который вступил в контакт с внеземным ИИ. И клонов таких много, тысячи их!
И все они действуют одинаково - значит, черты личности заложены глубже, чем память?

И тут Косински вступает в полемику с фильмом "Луна" - в "луне все клоны, помнится, были немножко, да разные, при базовом наборе качеств и воспоминаний они реагировали на одинаковые ситуации немного по-разному. А тут все тысячи Джеков Харперов, получается, будут себя вести одинаково во всех ситуациях; получается ли у нас тогда такой личностный детерминизм, когда черты личности абсолютно однозначно определяют поведение, вне зависимости от обстоятельств и том, помним ли мы, кто мы?

Дико интересный вопрос, на самом деле.


Том Круз, конечно, очень красивый всё-таки: от него же действительно экран рвется.
И герой у него... ох, обнять и плакать. Причем с самого начала, когда тебе рассказывают первой же картинкой, что он единственный "мусорщик" на поверхности родного мира и не помнит, кто он и что, уже хочется снять с него эту кепочку трогательную и по голове гладить.
[Спойлер]А уж потом, когда постепенно выясняется, кто он и что он и сколько их - вот тут уже выть в голос хочется. Потому что если попытаться примерить на себя всё открывающееся, то не знаю, как у вас, а у меня даже без свободы воли такой червячок (или даже питон) сомнения бы все равно был - неужели это не моя личная вина? Когда тысячи Джеков Харперов спустились с небес и начали убивать людей - неужели они не могли вспомнить? Или не хотели?
В общем, легко понять чувака, который после этого очень эффектное самоубийство совершил, потому что жить со всем этим - физически невозможно.
И еще жальче, когда понимаешь, что любовь всей его жизни - она, как бы, такая вся простая и ей глубоко параллельно, он это или копия.

Хотя, конечно, большое спасибо Косински, что он такого всего положительного героя все-таки немножечко не идеальным сделал:
[спойлер]ладно то, что он Землю-то своими руками уничтожил, он там действительно скорее инструмент. Но вот то, что он пять лет спал с телкой, а потом с криком "но это же моя жена, я же вспомнил" попытался спокойно так замять, что между ним с рыжей вообще что-то было... некрасиво. Про то, что он себя же связанным бросил в песках подыхать - это еще мелочь на фоне; а вот телочек обижать нехорошо.
Андреа Райзборо, которая внезапно в этом году начала активно выстреливать в кино (внезапно - потому что давно пора, по-моему, она талантище), абсолютное чудо рыжее; при этом у нее роль, по сути - такой человек, на все пуговицы застегнутый, практически андроид - а она играет так, что я за её героиню переживала куда больше, чем за главную (тут еще, конечно, вопрос в том, насколько Куриленко не умеет играть).
И очень хотелось, чтобы[Спойлер]ту Вику, которую бросил 52ой, нашел герой Костера-Вальдау и у них были прекрасные рыжие дети.

Единственный персонаж, которого мне было сложно понять, так скажем, в комплексе, а не в отдельных действиях, была Юлия, героиня Куриленко.
Ладно, опустим то, что Куриленко очень плохая актриса и даже крик боли в её исполнении заставляет кричать "не верю"; в конце концов, если режиссер при выборе из хороших актрис (Рапас, Уайльд или, боль моя, Честейн) выбирает Куриленко, он это явно делает не по причине "да какая разница". Может быть, только она может передать весь идиотизм поведения героини с достойным отсутствием хотя бы подобия мысли в глазах?
[Спойлер]У Юлии есть один (!!!) момент, когда я поверила, что она живой человек: когда Вика демонстративно берет за руку Джека, а Юлия начинает смеяться истерически. Там по кадрам-воспоминаниям очень понятно, что у рыженькой планы на астронавта Харпера были, и вот 60 лет спустя они реализовались; вот Юлия и ржет от абсурдности ситуации, как защитный механизм.
Вот тут - верю.
А всё остальное время, когда она с каменным лицом не реагирует на то, что её родной чувак - вообще-то клон, и вообще-то ничего практически не помнит, и вообще от него старого только тело, по сути, и реакции - ну, вот тут я её понимаю с трудом.
Особенно в концовке, когда приходит уже третья версия её жениха/супруга, и она с радостной улыбкой подается ему навстречу.
Ну то есть подход, когда главное - ну, если оно выглядит как Джек и говорит как Джек, оно Джек и есть, а если что - есть запасной.... в общем, для этого нужен какой-то очень здоровый и простой уровень психики.
Мне не дано.


Короче, очень хорошо фантастический год начинается.
Tags: movie review 2013, tom cruise
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →