Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

  • Mood:

And now the wheels of heaven stop

Zero Dark Thirty / Цель номер один (2012)

I'm the motherfucker that found this place, sir.
- Maya (Jessica Chastain)


Меня очень напугали блоггеры, которые чуть ли не единогласно признали фильм... скучным. Постойте, как же, у Бигелоу - и скучно, нет, не может быть!
И слава богу - тут наши мнения с блоггерами не сошлись. По-моему, это один из лучших фильмов прошлого года. Если не лучший вообще.

История о поимке уничтожении Бин Ладена глазами одной из участниц этой погони, оперативного агента ЦРУ Майи (Джессика Честейн), которая десять лет в крови, грязи и нарушении всех мыслимых внутренних запретов, через боль, через уничтожение себя идет к цели. И доходит. Спойлер, да: Бин Ладена того.

Фильм идет два с половиной часа, и все два с половиной часа я не могла оторваться от экрана ни на секунду. И, наверное, если бы фильм шел шесть часов, я бы этих часов не заметила тоже, настолько увлекают отдельные детали долгой, мутной, физически и морально изматывающей операции по уничтожению Бин Ладена.
При этом мы с вами прекрасно понимаем, чем эта операция закончится, но это тот случай, когда результат зрителю не так важен, как сам процесс, и это противопоставление интересов действующих лиц фильма и зрителей возникает с первых же кадров. Майе и Дэну приходится смириться с тем, что для достижения цели все средства хороши, ибо нет ничего важнее цели; а нам важен не столько результат, сколько событийный и внутренний путь героев к нему. И вот памятник надо ставить Джессике и Джейсону Кларку, которые сыграли оба конфликта - и внешний, и внутренний, - так, что дыхание перехватывает, и все без криков и излишней драмы. И второму плану тоже памятник, настолько никто не выламывается из картинки и образов.

Загадкой для меня остается, почему некоторые критики повести на фильм ярлык "torture porn". да, тут есть про пытки как эффективный метод получения информации, однако никакого восхваления этого метода нет, камера просто равнодушно фиксирует факт применения пыток. Было? Было. Хорошо или плохо? Ну, вам решать.

Наверное, если уж захотеть придраться - там есть один (!) кадр, который можно было бы и потоньше сделать, не так в лоб; по совместительству это самый растиражированный кадр из фильма.
Там такая маленькая хрупкая Джессика в мужском костюме стоит у американского флага; и, с одной стороны, сразу понятно, зачем она это все и то, что Бигелоу за girl power, a с другой - ну, горе стране, где таких телочек под пули отправляют, их надо на руках носить и пылинки сдувать.
Но один кадр со слишком явным символизмом из двух с половиной часов - это, знаете ли, дорогого стоит.

Вообще отсутствие ярко выраженной морали - еще один большой плюс. Бигелоу не первый раз снимает фильмы на социально значимые темы исключительно как кино о профессии; вот это - кино о том, как работается телочкам в ЦРУ. Зритель сам волен решать, хорошая ли это работа или плохая, права ли Майя в своих действиях или нет; нам показывают события, без оценки.

Я могу понять, почему двух лучших режиссеров этого года нет в режиссерской номинации на Оскарах: их работа кажется настолько незаметной, что ее отметают как нечто несложное. И, знаете ли, огромная ошибка: поставить фильм, в котором режиссерское видение лезет из всех щелей, куда проще, чем рассказать историю так, чтобы фигура рассказчика не закрывала половину этой самой истории.
Бигелоу намеренно ставит себя в позицию беспристрастного наблюдателя, только иногда позволяя себе привлечь внимание к отдельным деталям построением кадра или постановкой света; в остальном она просто фиксирует факты.
Стилизация под документальное расследование без скатывания в проповедь или исповедь - высший пилотаж для режиссера; однако это не так эффектно показывает его умения зрителю, как история с "позицией" автора. Обратите внимание, что профессиналы оценили высоко и Бигелоу, и Аффлека, оба были номинированы на премию режиссерской гильдии; а Оскар - ну, тут больше любят видную работу, видимо.
А жаль.
Но за сценарий тут Оскар, однозначно: я такого тесного, жесткого, в один узел увязывания конфликтов не видела давно. И там же ни одной сцены лишней, ни одной фразы.

И в лучшем из миров Джессика бы Оскар получила (получит Лоуренс), и Кларк как минимум номинацию, и Бигелоу её же.
Tags: jessica chastain, movie review 2013
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments