Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

His nature is too noble for the world (c)

Coriolanus / Кориолан (2011)

Go, get you home, you... fragments.
- Caius Martius (Ralph Fiennes)


(в тексте будут спойлеры, о ужас, о кошмар)
История римского военачальника Кая Марция (впоследствии Кориолана), который как воевал - так был римскому народу хорош, а как полез в политику - так сразу получил приговор об изгнании, и не оставалось ему ничего лучшего, как перейти на сторону врага. Это, конечно, экранизация пьес Шекспира, а не жизнеописания Плутарха; но при этом действие перенесено в современность, герои бегают с автоматами, ездят на машинах и узнают новости по тв (телеканал Fidelis, ну не прелесть ли). Выходящего к народу Кориолана толпа снимает на сотовые телефоны (при этом есть им якобы нечего, а сотовых телефонов дофига), изгнание происходит в прямом эфире, с подчиненными Кориолан связвается по скайпу... ну вы понимаете.

Дебютное полнометражное кино Файнса-режиссера, по-моему, удалось, причем на пятерку удалось, если не на пятерку с плюсом. Оно тяжелое (пьеса тоже тяжелая), оно совершенно бескомпромиссное и куда более современное, чем, может, даже Файнсу казалось, когда он снимал; оно пугает даже своей современностью - когда что у Шекспира, что у нас происходит одно и то же, и все равно ничего не меняется.

Перенос древнеримских реалий в современность осуществлен удачно, причем в некоторых случаях эта адаптация как раз позволяет поверить в мотивацию героев, лишенных тог и героических поз. Вот, скажем, суровая римская матрона Волумния (Ванесса Редгрейв) с её пафосом "лучше пусть сын умрет, чем будет трусом или предаст!" - оно просто так не перенеслось бы; а хитрый Файнс обрядил её в генеральскую форму, и сразу стало понятно, откуда у мамы эта суровость и стремление засунуть сына в пекло с младых ногтей.
Или вот Кориолан, который чуть что - орет и хватается за автомат и людей в мирной жизни вокруг вообще не выносит, кажется - так он контуженный же, а об этом никто вокруг даже не задумывается.

Главная удача фильма - это собственно Файнс в главной роли; от него оторваться нельзя вообще, и он шекспировские строчки так говорит - что даже не удивляешься, что внезапно очень высокий штиль для разговора с солдатами или с народом или с матерью; нет, на нем эти строчки как влитые сидят. И еще его вечное выражение "господи, как вы мне все обрыдли", когда он в Риме с кем-то кроме жены общается; у него даже с матерью это же выражение - когда он прекрасно понимает, что им манипулируют беззастенчиво, и он даже понимает, как, но совершенно ничего с этим поделать не может.
Кориолан - трагедия человека дела, который ничего не может поделать против людей слова (назовем их так): он привык действовать, а не говорить (хотя может, скажем, к солдатам обращаться - к мирным людям уже нет, неинтересно ему это). Его с полпинка обыгрывают манипуляторы общественным мнением, общественные деятели и прочие сами-ничего-не-делающие персонажи. Наоборот, военные за ним идут и в огонь и в воду - сначала римляне на почти безнадежный штурм, потом и вольски в марш на Рим, для них он - свой и понятный. Даже врагу Авфидию (Джерард Батлер) он больше свой, чем матери; мать в нем ценит достижения, а Авфидий - просто видит человека одной крови; они с ним больше похожи, чем с любым из его римских политических знакомых.

Вообще забавная трактовка получилась у Файнса: Кориолана под монастырь подводят тетки. Мать, жена и одна из активисток общественного движения, которая организует толпу. Все беды военных - от женщин и к ним приравненных политиков, когда слова стоят больше действий.

[Spoiler (click to open)]Очень печально, что самое слабое звено во всем крепком втором плане - это Ванесса Редгрейв, у героини которой есть две потенциально очень сильные сцены, и если первая (в кабинете, когда она уговаривает сына выйти к народу) работает, то вторая, которая должна быть кульминационной - не работает вообще. Причем не очень ясно, в чем там проблема - в том ли, что только эта сцена в современность вписываться не хочет вообще, или в том, что она поставлена несколько странно, со всеми этими метаниями на колени-с коленей-на колени-с коленей, или в том, что там молчаливый Файнс её переигрывает, почти ни мускулом не дрогнув... Не знаю. Но самая слабая сцена в фильме - за Редгрейв, это что-то да должно значить.
К тому же у меня большой вопрос к мотивации героев в этой сцене: если маму еще понятно, то жена-то (Джессика Честейн), которая подчеркнуто такая домашняя и вообще верная - она чего хочет добиться? Там вполне понятно, чего Кориолану будет стоить ответить на их мольбы, это не надо быть семи пядей во лбу - но она совершенно спокойно в лагерь вольсков идет, сына тащит и встает в позу оскорбленного достоинства. Нет, как-то... загадочно для меня.

Что касается мотиваций: у нас в зале какие-то убогие смеялись, когда Батлер Файнса обнял. Я так понимаю, что обнимающиеся мужики у некоторых людей вызывают смех просто потому, что они видят гомоэротический подтекст; но он там если и есть (хотя я не вижу, но мало ли), то далеко не главная движущая сила конфликта. Авфидий, как его играет Батлер, действительно увлечен Кориоланом - как и Кориолан Авфидием - как единственным достойным противником; победить такого - это интересная для обоих задача, и да, они друг для друга важны поэтому. А главный противник, да еще и так похожий - ну как его не обнять, когда он к тебе прихдит с повинной головой? Это же почти ты сам, и ты его внезапно победил, пусть и не сам. Так что как хотите, там играется в основном то, что могла бы быть хорошая дружба, а получилось.. то, что получилось в итоге, политика людей ломает на раз.

В общем то, что у Файнса нет номинации на Оскар за - это меня возмущает, а то, что Редгрейв есть номинация хоть на что-то - это меня возмущает куда больше.


Я вам ничего не скажу за дубляж, я в оригинале смотрела. Если что, в субтитрах тоже было прекрасное, когда Coriolanus - должность, а про стоящую столбом тетку говорят "вот идет твоя мать"; смотрите оригинал.
Tags: gerard butler, jessica chastain, movie review 2012
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments