Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Ваша тюрьма - это не наши оружие, собаки и проволока. Ваша тюрьма - это Сибирь.

The Way Back / Путь домой (2010)

Stalin hates foreigners.
- Zoran (Dragos Bucur)


Собранная зимой 1940 года в сибирском ИТУ 105 по различным статьям (но в основном 58-ой) мультикультурная братия - поляк Янош (Джим Стёрджесс), югослав Зоран (Драгош Букур), американец мистер Смит (Эд Харрис), киноактер Хабаров (Марк Стронг), простой уголовник Валька (Колин Фаррелл) и прочие - собирается совершить совершенно невозможный побег - не просто в леса, а на юг, через советскую границу. И они пойдут.Титр перед самым началом фильма говорит, что доберутся - трое.

Это, конечно, ни в коем случае не антисоветчина, как пишут некоторые особо рьяные обличители из рецензентов. Питер Уир снимает фильм про силу воли и борьбу человека с обстоятельствами, и тюремно-лагерная система тут такая же сила природы, как песчаная буря в Гоби или Гималаи: фик избежишь, надо быть сильным и преодолеть.

Забавно, конечно, смотреть и вспоминать "Предстояние": то же время, та же тема, только подход с точки зрения National Geographic оказывается на порядок не только приятнее, но и интереснее прямого обличительства. Тут уже не до мелких нарушенных деталей быта (хотя очень высокая степень проработки деталей: к примеру, герой Фаррелла поет песню, которую Шаламов упоминал в своих лагерных воспоминаниях), тут на характерах концентируешься, а не на фоне. И несмотря на большое внешнее сходство героев (не потому, что они по жизни похожи, а потому, что различать бородатых грязных мужиков в одинаковых обносках почти физически невозможно) у каждого своя история и свой характер обнаруживаются.
И каждый герой в итоге делает честный выбор (если смерть не делает выбор за него) - кто-то идет до конца, потому что в непредсказуемо дальнем будущем ждут, кто-то - потому как назад нельзя, а кто-то как раз поворачивает вполне сознательно, и совершает, пожалуй, самый честный поступок за весь фильм. Что, кстати, впереди у Вальки, который посмотрел печально на приграничный столб с гербом да не захотел из дома уходить? Июнь 1941го и штрафбат, скорее всего, ну и смытие преступлений кровью.

Актеры молодцы все: у них игра идет у большинства даже не на полутонах и интонациях, а на микродвижениях, развернуться в театральщину сценарий почти никому не дает - и они все равно справляются; и Харрис чудесный, и Сирша Ронан. Больше текста, гримас и интонаций досталось полукомическим героям Фаррелла и Букура (а ну-ка все вспомнили его в румынском "Полицейском, имени прилагательном"), и они резвятся по полной, особенно Фаррелл, который несмотря на акцент или даже вопреки ему, характер выдает совершенно русский, вплоть до гримас и ужимок (посмотрите тут или еще вот).

В общем, Питер Уир фигню не снимает, так что помимо претензии в некоторой затянутости (которая фирменная для Уира уже и поклонники ее правильно делают, что игнорируют) предъявить нечего. С проката слетело, так что вперед, в Союз за лицензионными дисками. :)
Tags: colin farrell, movie review 2011, saoirse ronan
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments