Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Проект 30 дней-30 книг, часть 2: День-да-какая-разница

Suzanne Collins: Mockingjay (The Hunger Games trilogy, book 3)



Третья книжка трилогии, слава богу, закрывает цикл. Чтобы не скатиться в спойлеры (я скатываюсь в них под катом, берегитесь), придется говорить только об атмосфере, пожалуй. Это уже не Бегущий Человек - это Терминатор: да придет спаситель встречает Космический десант. То есть все мрачно, тяжело, плохо и с большой дозой пропаганды.

Не поймите меня превратно, я не могла оторваться от книжки; но в отличие от предыдущих двух, у меня вагон и маленькая тележка претензий, и не только к концовке, а к самому действию.
Если бы я знала, что именно там происходит и как - наверное, я бы ограничилась прочтением краткого пересказа содержания.
Простите, разочарована.


Предыдущие две книги были очень эмоциональными. В этой эмоции высушены, выдавлены, выдаются порционно отдельным персонажам, и в итоге получается не очень хороший репортаж с поля боя, где главная героиня практически не участвует.
Это книга, в которой нет радости.
Вообще.
Оттенки серого, черного и грязи - и все.

Ох, с чего бы начать.

Стрелолист-Катнисс, огненная девочка, всю книгу ведет себя, простите, как Белла Свон - то есть картинно страдает. С истериками, запиранием в шкафу, полным игнорированием окружающих и все такое; семнадцатилетний подросток в худшем виде. В отличие от Беллы Свон, которая хотя бы любит кого-уж-там-в-этот-момент, наша героиня в своем любовном треугольнике (который в этой книжке совсем не любовный, потому как героиня на любовь, похоже, действительно не способна) переживает в основном за себя. То есть прокричать, что "немедленно спасайте" - она может, а вот потом заниматься с человеком - ну, на это врачи есть. Что Гейл (который в этой книжке как бы совсем картонный), что Пита - ну наплевать на них по большому счету нашей Сойке.

С другой стороны, на героев наплевать не только героине, но и авторше. Я понимаю, что ей очень хотелось показать, что гражданская война - это мерзко, и кто бы спорил; но в результате она убивает персонажей пачками, причем вместе с одним из них убивает единственный живой характер, который в книге был, а вместе с другой - смысл трилогии, собственно.
Причем она это делает практически за кадром (наша Катнисс очень вовремя теряет сознание, или отворачивается, или убегает, или просто в другом месте), и в результате реакция от этих смертей - не "сволочи, они убили Кенни!", а "WTF, Suzanne?". То есть я ей смерти, к примеру, Финника не прощу никогда - просто потому, что это никак не повлияло на сюжет, и это было не нужно. А так, кровь ради крови, жестокость ради жестокости.

Вообще, героев жалко. Я понимаю, что методика "а давайте придумаем, как их помучить побольнее" используется для развития характеров, но тут этих целенаправленных мучений столько, что в результате персонажи не выдерживают. Они ломаются, и в результате мы наблюдаем даже не за персонажами, а за сломанными куклами, которые выполняют определенные функции. Нет, они их нормально выполняют, но это не просто жестоко, это бессмысленно: перестаешь сочувствовать героям, которые сами уже не чувствуют ничего и уже собой не являются.
Я понимаю, для чего это сделано в глобальном плане; я понимаю, что гражданская война - это бессмысленный ад с двумя одинаково мерзкими сторонами; но я не понимаю, почему Коллинз получает такое явное удовольствие от всех тех садистских трюков, которые она проделывает с персонажами.
Для young-adult'a вообще зашкаливающее количество жестокости, которое в результате не приводит ни к чему. Повеситься хочется после этой книжки, честно.

Концовка - don't get me started. Я очень наглядно могу представить потирающую руки Коллинз, которая почитала ожидания своих маленьких фанатов, мерзко посмеялась, и проскрипела "Хотите хэппи-энд? будет вам хэппи-энд". И если формально она дала героям это самое happily ever after, то на деле она им сначала переломала кости и психику, да так, что от них прежних ничего не осталось, а потом даже не снизошла до того, чтобы добить, чтобы уж не мучились.
Довести персонажей до того, что ты искренне надеешься, что они-из-первой-книжки не понимают, что с ними произошло, - ох, Сюзанна Коллинз, ох, злой писатель, не дадим печеньку.

В общем, вы как хотите, а я тут с Кассандрой Клэр и ее фанфиковским отношением к героям; мучить сколько угодно, но в результате дать читателю счастливый конец. А не вот этот огрызок.


17-ти-летние девочки со мной: на Goodreads у Сойки-Пересмешницы общая оценка сильно хуже первых двух книг.
Tags: books, project: 30 days 30 books pt2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments