Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Category:

Thank you, but I prefer Mad Max.

Book of Eli / Книга Илая (2010)

Еще раз тронешь - останешься без руки.
- Илай (Дензел Вашингтон)


Через 30 лет после уничтоживших цивилизацию войн и вспышек на солнце по Америке с востока на запад идет немолодой небритый мужик (Дензел Вашингтон). У него полный арсенал оружия, плеер и книга в рюкзаке. Он с легкостью расправляется с напавшими на него в дороге бандитами, а затем приходит в городшко, управляемый Карнеги (Гэри Олдман), который очень хочет такого ценного союзника, а еще больше - книгу из его рюкзака.

Конечно, если рассматривать это как постапокалиптический боевик, то там слишком много маленьких, но очень режущих глаз несостыковок. Ну типа девочки по имени Солара, когда солнце - главный враг, или там свитера Илая, который явно только что с магазинной полки, а не 30 лет в дороге. Про то, что за 30 лет можно Америку пересечь не то что пешком несколько раз, а даже ползком, уже nikstrukov сказал.
Но, наверное, рассматривать (и продавать, кстати) это как боевик - это хамство полнейшее. То есть там появляется соблазн увидеть в истории переложение "За пригоршню долларов" : город - типичный для вестерна, а персонаж Рэя Стивенсона вообще мелодию Морриконе насвистывает постоянно. Но братья Хьюз это выкидывают такой заманухой, которая на поверку оказывается липовой липой; там действия - ну минуты три, наверное. Остальное время они Идут и Делают Значительные Лица.

Это типичный христианский morality play, аллегория на аллегории, просто в постапокалиптическом сеттинге. При этом вполне понятно,какую маску отыгрывает тот или иной персонаж. В кино такое попадается редко, в чистом виде - ну разве что библейский вестерн Shane, но это аж 1953 год. То есть если вам подобное назойливое втюхивание идеи второго пришествия (камон, там же понятно, кто такой Илай) не кажется забавным способом провести два часа - не ходите. Там настолько запорот конец по сравнению с многообещающим началом, что плакать хочется.

Хотя, конечно, можно нащупать и третий слой, который вообще ставит посыл фильма с ног на голову, ибо он вообще антирелигиозен. Злодей "Код да Винчи" в числе прочих приказывает сжечь (привет Ватикану), предварявшие экологическую катастрофу войны были, похоже, на религиозной почве (ну а фигли б иначе сжигали библии на причину войн, действительно), ну и финальные кадры - когда библию опять печатают - в Алькатрасе; вообще Алькатрас как символ нового мира дает крайне противоречивые сигналы о том, хороша ли вера или нет.

В общем, очень, очень сомнительный посыл у фильма. Безусловно хороши только операторская работа (там такие панорамные кадры, такие цвета), ну и Рэй Стивенсон - он в этом параде масок один-единственный живого человека играет. А так... ох.
Tags: movie review 2010
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments