Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

“Tom envied him with a heartbreaking surge of envy and self-pity.” (C)

The Two Faces of January / Два лика января (2014)

I'm sorry I disappointed you.
- Chester (Viggo Mortensen)


1962 год. Американец Райдел (Оскар Айзек) работает в Афинах гидом, специализируется на студентках. Однажды он видит у Парфенона супружескую пару МакФерлендов: она (Кирстен Данст) просто очень хороша, а он (Вигго Мортенсен) очень похож на его недавно умершего отца.
Мог ли он подумать, что через сутки после знакомства он (вместо того, чтобы охмурять очередную студентку!) будет договариваться о фальшивых паспортах для бегущих то ли от злодеев, то ли от закона МакФерлендов, а через два дня окажется с ними на Крите?

Очень старательная экранизация не самого известного романа Патриции Хайсмит, "мамы"  талантливого мистера Рипли. И старательность эта не столько в добуквенном следовании тексту (тут различия есть, причем довольно важные для понимания героев моменты изменились), сколько в атмосфере - вот как ты читал книжку и буквально задыхался,  так и тут. Постоянно сужающиеся пространства: от Парфенона к узким улочкам Гераклиона, лабиринту в Кноссе, стамбульскому базару. Постоянное ощущение неизвестности: причем ни один из героев полной информацией не владеет, с чьей бы точки зрения камера ни работала - с той и будет удушающее количество подозрений.
Режиссер-дебютант Хоссейн Амини, куда более известный как сценарист, раньше уже работал с текстами Хайсмит: его перу принадлежит как раз сценарий того самого "Талантливого мистера Рипли" Мингеллы. И как тогда все хорошо было, так и сейчас.

Удивительно больше всего не то, что Амини справился; удивительно то, что из трех главных героев (Данст, Мортенсен и Айзек) нет ни одного слабого звена.  Казалось бы, можно предположить, что Мортенсен переиграет всех; и он играет чудесно, но Айзек - не хуже.

От книжки тут одно очень интересное отличие: если в книге Райделс самого начала понимал, во что ввязывается (хотя тоже не столько ради денег, сколько ради девушки, мотивация осталась), то Амини делает его честным жуликом: он считает, что действительно помогает МакФерлендам просто уйти от хвоста, а не от трупа. Это очень важная деталь для образа, и тут, конечно, начинаешь думать, что Амини скорее на стороне Райдела играет и подыгрывает ему. Но одновременно с тем и более очеловечивавшие детальки даны в образе Честера: он с самого начала несколько по-отечески относится к гиду, рассуждая с ним о "перспективности" очередной студентки.
И да, Амини отношения "отец-сын" дал куда явнее в итоге, чем было у Хайсмит.

Хорошо сыгранный и красиво снятый клаустрофобический детектив, в котором известно, кто - но неизвестно, чем все кончится.
Вот ей-богу, почему у нас еще не показали - совершенно неясно.
Tags: movie review 2014, oscar isaac
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments