They're not here to fish.
- Phillips (Tom Hanks)
![315381 [1600x1200] 315381 [1600x1200]](https://ic.pics.livejournal.com/ov_20/2128927/1696675/1696675_original.jpg)
Филлипс устраивает на борту учения и надеется на лучшее, однако поздно: моторная лодках с оборванцами, вооруженными калашниковыми, уже вышла на перехват. Эти нищие сомалийцы во главе с Мусэ (Бархад Абди), только на кате и диком везении смогут-таки подняться на борт.
Первый час, когда ты знаешь, что вот сейчас все произойдет, держит в напряжении только так; напряжение, увы, немного падает, когда главные герои оказываются в шлюпке
Пол Гринграсс снимает в сугубо документальной манере: камера не статична, герои говорят на родных языках, ощущение присутствия создается только так.
И вот ровно на этой манере Григрасс меня теряет, потому что фильм есть одно большое вранье.
Тут дело далеко не в том, что автор пренебрег фактами и рассказал всего лишь свое видение истории; к этому как раз вопросов никаких нет.
Но он жульничает в документальности подхода: если это хроника, то оно не должно создавать эффекта "я нахожусь в этой лодке вместе с Хэнксом и угрожают нам обоим"; если оно хочет нас поставить на место Хэнкса - то субтитры к словам пиратов портят всю малину, зритель вместе с Хэнксом не должен понимать, что они говорят, когда они не пользуются корявым английским. Более того, во втором случае история пиратов, как и особенности переговоров с морскими котиками - увы, не вписываются в концепцию.
Предположим же, что эта манера - лишь прием, никакой документальности Гринграсс не хотел, снимал обычный художественный фильм. Тогда у меня претензия другого порядка:
нельзя показывать, что у террористов тоже есть своя правда. Никак нельзя. Их не должно быть жалко, они не должны рассказывать о невозможности заработать иначе, это информационная война, в которой если уж ты описываешь реальный случай - то ты помни, что твое мнение тут тоже важно. А эти гнилые идеалы гуманизма про "он хороший, жизнь заставила" - господи, вот сюда их нельзя, просто.
Вот меня полфильма трясло от того, что как у гражданских оружия нет, чтобы застрелить эти отбросы при попытке подняться на борт, а вторую половину - от того, что Гринграсс в них зачем-то находит человеческое.
И это при том, что фильм сыгран круто, и все такое,
но блин, идеологически это настолько не мое.
Хотя морские котики хорошие. Стрелять на поражение, ибо скандал с заложниками нам не нужен. Хорошие мальчики.