Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Гнев о богиня воспой

Michael Kohlhaas / Михаэль Кольхаас (2013)

Je cherche mes chevaux, seigneur.
- Kohlhaas (Mads Mikkelsen)

Богатый торговец лошадьми Мишель Колас (ну то есть немецкое имя по-французски именно так произносят в фильме), весь такой из себя суровый протестант с принципами и внешностью Мадса Миккельсена, живет в глуши с женой и детьми. Библию читает на французском, закон ставит превыше всего, нет в округе никого суровее и страшнее. Когда по пути на ярмарку с него внезапно требуют незаконную дорожную пошлину, он, поторговавшись, оставляет в залог лошадей и слугу - а, вернувшись, обнаруживает слугу покалеченным, а лошадей доведенными до крайнего состояния работой.
Он, конечно, пишет в суд - но три раза получает отказ. Другой бы плюнул, но наш Мишель человек упорный, он отправляет жену к местной владетельнице, герцогине Ангулемской. Жену там избивают, она умирает на руках мужа, и тому ничего не остается, как перековать орала на мечи и идти искать справедливости железом, раз законом не вышло.

Новелла Генриха фон Клейста, по которой французский режиссер поставил фильм, как будто нарочно лишена привязки к оригинальному месту действия. Если учесть, что вышеназванный бандит с большой дороги Кольхаас лицо вполне историческое - это примерно как про Робин Гуда в муромских лесах снимать.
Но черт бы с ним, с историзмом - ну не завезли, да и фон Клейста у нас читали мало. Но вот когда тебе обещают драму человека с принципами, а показывают в итоге отдельные виды красивой природы - как-то печально оно. Действительно, весь фильм - набор слабо связанных между собой эпизодов. Вот герой едет на ярмарку. Вот ему привезли жену на телеге, почему-то мертвую. Вот от него требуют прекратить бандитизм - а на экране бандитизма вообще не было. То есть это такой набор двигающихся иллюстраций по мотивам повести (или рассказа?), а не история; кто не читал - только додумывать и остается. И все под псевдосредневековый саундтрек и непрестанное жужжание мух. Мухи жужжат так, что невольно хочешь увидеть сбоку в кадре ассенизационный обоз - в каждой сцене. Видимо, это символ того, что средневековье - грязное.

Справедливости ради, там есть две хорошие сцены: Кольхаас с Лютером и Кольхаас с Маргаритой Наваррской. Правда, они обе выглядят как абсолютно вставные; но там хотя бы жизнь в кадре есть.
Не могу ругать Мадса Миккельсена - он тут весь загар, скулы и фырфырфыр, и меч за плечом, его б в экранизацию Ведьмака, - но у него герой такой адский стоик и такой зануда с принципами, что ему даже сопереживать не хочется :(

В общем, я на это потратила два часа своей жизни, а вы предупреждены.

Tags: movie review 2013, via ljapp
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments