Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Favela ninja

Elysium / Элизиум: рай не на Земле (2013)

It ain't gonna kill me.
- Max (Matt Damon)

Макс да Коста (Мэтт Дэймон) - сирота, белая рвань, классный угонщик, - отсидел три года и теперь на условно-досрочном. Работает на заводе, просыпается по будильнику, ведет честную жизнь.
Год на дворе 2154, на Земле разруха, а рай - вот он, невооруженным глазом видно, на орбите. Видит око, да зуб неймет - на Элизиуме всю эту шелупонь с Земли видеть не хотят, у них своя жизнь.
И Макс жил мечтой, что когда-нибудь туда попадет - пока не оказался в ситуации, что действовать надо прямо сейчас.

У Макса будет три основных противника - два в костюмах, один в грязи и с безумием в глазах, и понятно, что безумный - самый опасный. Джон Карлайл (Уильям Фихтнер) в идеальном выглаженном костюме и с белой татуировкой "Riche" (богач, то есть) на щеке символизирует тех, кто в принципе ничего против 99% населения не имеет, лишь бы никогда не видеть, и пусть они не дышат на тебя даже. Министр обороны Делакорт (Джоди Фостер), высушенная селедка с интонациям Джека Николсона, представляет собой агрессивного богача - и лучше б эту грязь уничтожить, хотя бы ту, которая себе хоть что-то позволяет. И, наконец, наемник Крюгер (Шарлто Копли), с сильным акцентом и безумием в глазах - из тех, кому все равно, кого убивать, это же весело.

Нил Блокамп снял, конечно, настолько прозрачную аллегорию, что очень хочется обнять и по голове погладить мальчика за его левацкие взгляды - всех спасти, все разделить. В основном, даже, не просто за взгляды - а за неисправимый оптимизм, когда герои всегда уверены, что они победят. При этом неважно, за какую сторону герой - он все равно уверен, что его дело правое, никаких сомнений и метаний.
И в рамках именно аллегорического жанра фильм (облеченный в сай-фай обертку, но сай-фаем по сути не являющийся) выступает на ура. И все претензии по выстроению мира - вы понимаете, они немножко не по адресу; так и герои в аллегории должны быть не так чтобы сложными личностями, а отражать тот или иной взгляд на проблему, и все. К тому же рассказчиком выступает не очень грамотный и не особенно интересующийся вещами вокруг Макс, поэтому несколько рваный ритм повествования и отсутствие пояснений логично проистекает из выбора главного героя. Он не рассказывает детали, потому что не понимает их и не знает, а мы смотрим его глазами.

Что, конечно, не отменяет факта, что Копли все равно лучше всех.

Ну и даже не задумываясь о бремени белого человека по отношению к странам третьего мира - это хороший, красиво снятый экшн. Про то, как

папа спасает дочку, и к черту весь мир.
Tags: matt damon, movie review 2013, via ljapp
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments