Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

In the desert you can remember your name (с)

The Salvation / Спасение (2014)

I underestimated you, soldier.
- Delarue (Jeffrey Dean Morgan)


В последний день отпуска я сходила в Париже на премьеру. Присутствовали Мадс и режиссер, после фильма отвечали на вопросы. Билеты причем просто в кассе продаются, кто хочешь приходи и спрашивай обо всем. И это, конечно, немножко добавило прелести фильму - но он и так бы мне понравился; он хорош, очень.

1871 год. Джон (Мадс Миккельсен) и его брат (Микаэл Персбрандт) приехали на Дикий Запад из Дании в поисках лучшей доли семь лет назад. Теперь они встали на ноги, у них своя ферма, и Джон выписал жену и сына. Но недолго они радовались воссоединению семьи: попутчики в дилижансе оказались бандитами.
За смерть жены и сына Джон отмстит на месте - только, как выяснится, один из бандитов приходился братом полковнику Деларю (Джеффри Дин Морган), который когда-то "очищал" эти земли от индейцев, а теперь держит всю округу в страхе. И Деларю просто так смерть брата не оставит.

Датский вестерн, если посмотреть поверхностно, очень традиционен - одинокий мститель против жестокой банды; маленький городок, в котором забыли законы; справедливость на кончике ножа, а не в руках шерифа. И как традиционный вестерн он работает прекрасно - это очень четко выстроенная история, с реверансами в сторону всех традиций жанра, в сторону фильмов Джона Форда и (в меньшей стопени) Серджио Леоне.
Есить одинокий мститель, есть жестокий враг и его приспешники, есть фамм фаталь (Ева Грин), есть насквозь прогнивший городок (с мэром - Джонатаном Прайсом), который пляшет под дудку бандита и ждет спасителя. Ну и есть, собственно, Спасение - грязное, пыльное, кровавое, мучительное, ну а как иначе-то.

Но это не только традиционный вестерн, там еще сотня более интересных придумок. К примеру, концепция Дикого Запада как плавильного тигля, в котором представлены не американцы, а именно переселенцы, люди разных национальностей: есть испанцы, есть датчане, есть Корсиканец (Эрик Кантона), и говорят они все не на среднезападном английском, как в вестернах с Джоном Уэйном.

Обычная для вестерна идея [Spoiler (click to open)]ценности ресурсов, из-за которых все и дерутся - правда, тут главным ресурсом становится не скупаемая земля, а нефть, под этой землей находящаяся. И очень круто - кусочками, кадрами, - показанная на поверхность выходящая нефть, пузырящаяся, которая поначалу как вся остальная грязь в кадре воспринимается. А потом бац - и титры идут на фоне не только уходящих в закат героев, но и маленькой нефтяной вышки; герои-то уходят, а она работает себе. Такой идейный привет "There will be blood" - который. кстати, и на постере повторяется, потому что тэглайн фильма - "Bad men will bleed" - уж слишком прямолинейный, чтобы не быть фигой в кармане.

Или немножко более тонко поданная концепция "нет совсем плохих людей".
[Spoiler (click to open)](Майкл Рэймонд) - вышедший из тюрьмы насильник, которого Джон пристрелил, - когда-то спас похищенную индейцами безъязыкую Мадлен, и она плачет над его могилой. Деларю, совсем, кажется, зверь - однако мэр города говорит, что когда-то он был хорошим человеком, пока его не отправили разбираться с индейцами. Немая Мадлен вроде бы сообщница братьев Деларю - а потом оказывается, что она такая же дертва, пусть и в красивом платье.

Наконец, отсылки к Библии, которые тонким слоем размазаны по всему фильму.
[Spoiler (click to open)]Герой теряет жену - Марию, а в конце он делает выбор в пользу усеянной языческими татуировками Мадлен-Магдалины.
Полковник Деларю - этакий красный всадник, у него и конь ярко рыжий, и плащ алый, и работа его - война. В городе, в котором шерифом стал священник, а при этом творится беззаконие, понятно, что первый всадник Апокалипсиса уже пришел, и теперь вот - конь рыж, и всадник его - Война. И, когда Джон оседлывает черного коня, становится ли он сорванной третьей печатью? Ведь именно он начинает отмерять, кому жить, а кому умереть.


Все-таки Догма дисциплинирует очень - что у Триера, что у Винтерберга, что вот у Кристиана Левринга пост-догмовские фильмы сняты так, что восхищаться хочется. Вот тут - с одной стороны блестящая стилизация под техниколор, когда цвета насыщены до предела, а с другой - очень текстурное изображение, каждая пора на коже видна, каждая пылинка. И соединение этих двух вещей дает фантастический результат - такие brighter-than-life что декорации, что герои.
Левринг говорил, что очень старался убрать из кадра кровь, чтобы ее было как можно меньше - и её правда почти нет; остальных цветов зато хватает.

В России прокат с 13го ноября.
Да, если пойдете в кино - выбирайте самый большой экран. Тут нет спецэффектов или три дэ, однако все эти разъедающие глаз цвета должны быть большими.
Tags: eva green, movie review 2014
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments