Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

Кориолан: через 10 дней после просмотра

Tom-Hiddleston-Coriolanus-07


Сразу после просмотра у меня было очень много мыслей, которые отказывались складываться в четкую последовательность. Да еще и атмосфера просмотра оставила только желание убивать людей или хотя бы ни с кем никогда не разговаривать (такой эффект "почувствуй, как плохо было главному герою").
Так что я обсудила междометиями вслух и простынями несвязного текста в гуглтоке, и оставила ощущения вызревать.
А теперь давайте и поговорим.


Постановка. Небольшое пространство использовано по полной: из декораций на сцене остались только стулья и лестница, в остальном эффект присутствия достигается при помощи света, проекций на стену, надписей на той стене да нарисованным квадратам на полу. Аскетична постановка во всем: и от костюмов остается только намек, когда простая одежда под римскую стилизована очень аккуратно - там наруч, тут складки. И это, конечно, лучшее, что можно было сделать в конкретных обстоятельствах: лучше уж никак, чем как-нибудь.
Я к пустой сцене привыкла очень быстро, скажем.

Сценическая редакция пьесы. Кориолан вообще - достаточно тяжеловесный и достаточно длинный; его, если в позу встать и декламировать, можно и на пять часов растянуть, и на шесть, если очень постараться. С учетом двух мини-фильмов перед первый действием и после антракта, и с учетом, собственно, самого антракта, продолжительность трансляции - меньше трех часов. Так что пьесу подрезали - причем в нужных местах, не было бы этого (дурацкого!) антракта - вообще было бы ощущение, что тебя на большой скорости грузовик переехал, а не медленно-чинно. Прекрасно.


Тут можно говорить о всех актерах - но, скажем честно, это постановка одного актера. Да, Марк Гэтисс здесь (для меня - крайне внезапно) хороший, да, очень крутые внезапно народные трибуны (а ведь проходные роли могли бы быть), но выходит Хиддлстон - и всё. И смерть. И конец.
Не только потому, что я люблю Хиддлстона (ну, камон, кого я обманываю), а потому, что он в этой роли живет и умирает и он такой весь хороший человек за гранью нервного срыва, человек почти без кожи, которому все время, постоянно, без перерыва - больно. Он при этом не нервный истерик, он солдат, у него боль такая - загнанная глубоко под кожу, в скелет, под рациональность и за вбитую воспитанием сдержанность. То есть вокруг все не видят и не понимают, они привыкли, что все хорошо.
И как этот сдерживаемый срыв он играл два месяца семь раз в неделю - я не понимаю.

Так вот, Том Хиддлстон. Ох, Том. Выбор Тома на роль Кая Марция не очевиден - Кориолана в театральной традции принято играть актерам под и за пятьдесят, чтобы gravitas и ассоциация с благородным львом в окружении гиен. А тут - чувак слегка за тридцать, который еще недостаточно умудрен опытом, чтобы перетерпеть и не сорваться, который еще надеется на что-то лучшее. Да, он играет единственного профессионального солдата в государстве, где нет профессиональных солдат, но он при этом еще почему-то верит в возможность что-то изменить.
Файнс (простите, но мне очень хочется сравнивать с не менее прекрасной, но о-такой-другой постановкой) играл чувака контуженного, которому в принципе уже все более-менее обрыдло, он скорее по инерции, по традиции готов после уговоров попробовать с политикой - но он, кажется, с самого начала знает, что эта попытка обречена на неудачу. А Хиддлстон играет Марция, который считает себя достойным не столько восхвалений, сколько спокойного признания заслуг, и потому-то у него и вызывает такое неприятие традиция личных уговоров избирателей - он же уже все сделал, зачем еще? Он еще не понял, что системе его личные заслуги - пофик, он молодой еще.

Вообще некоторое отступление от традиции идет по всем фронтам: скажем, Авфидий обычно воспринимается ровно по словам Кориолана - как единственный достойный противник и почти равный. А тут очень четко показано, что то, что Кай Марций его равным воспринимает - Авфидия равным не делает. Кориолан такой все равно один, ему просто очень хочется одному не быть. Но увы, тут противник мелковат - во всех смыслах.

И вот тут еще один плюс выбора актера на главную роль: Хиддлстон огромный. Он больше всех на этой сцене, он подавляет всех рядом, сразу видно, что есть он - а есть все остальные.

И под конец явное для всех зрителей доходит и до героя - он один. Нет друзей, потому что равных нет, а остальные - завидуют. Нет семьи, потому что мать, как оказалось, клиническая дура с амбициями, а жена его как-то очень по-своему любит, если пришла с сыном на смерть отправить. Нет цели - потому что для Рима он останется в лучшем случае захватчиком, а уже не своим. И зачем тогда жить в конце концов, лучше уж самоубийство совершить - и его жутко сделанная смерть в финале, конечно, самоубийство, а не расправа вольсков.

А мальчик всего-то хотел, чтобы его некоторые любили, а остальные оставили в покое.
Господи.



Что мне не понравилось. Помимо реакции тупого зрительного зала - мне еще очень не понравилась организация самой трансляции. Спектакль очень короткий, при подобной длине давать антракт в пятнадцать минут - уже сомнительное решение; в трансляции же после этого антракта было еще пятиминутное интервью с режиссером. То есть тебя прервали на высокой драматической ноте, дальше веселее тоже не будет: и вот, получите режиссершу в платьице, которую интервьюер, хихикая, спрашивает "а вот Том Хиддлстон сексуальный, как вам с ним работалось". И Джози Рорк тоже в ответ хихикает. Нет, я все понимаю, телочки, я бы сама с вами похихикала в другой ситуации, однако тут получается так, что вы мне весь настрой сбиваете, сучки. Мне тут показывают чувака, которому постоянно больно и плохо, я не могу рассуждать, сексуальный ли он или нет, и кем же надо быть, чтобы мочь и чтобы это хихиканье вставить? Не знаю.
Еще мальчик, игравший сына Марция, как-то слишком щекаст, но это уже мелкая придирка, согласитесь.

Что мне понравилось. Собственно, сама постановка. Собственно, актерская игра. Собственно, всё, что в спектакле важно.
Tags: theatre, tom hiddleston
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments