Holly Lannister (ov_20) wrote,
Holly Lannister
ov_20

  • Mood:

хроники студента

Вчера на занятии обсуждали кино военного времени.
Ну как обсужади, прошлись галопом по США (кто порыдал на отрывке из "касабланки", ктоооооооо), Франции (проклятые вишисты!), Британии (Дэвид Лин и Лоуренс Оливье, хочу говорить о них вечно) и СССР.

На СССР двух часов, конечно, категорически мало, а на обсуждение "Ивана Грозного" всей жизни мало, великое кино, конечно, великое.
И то, что третьей части нет - это примерно как если бы "Звездные войны" закончились на "Люк, я твой отец", а LOTR - битвой за Хельмову падь. Трагедия то есть невероятных масштабов.

И символизм этот дикий, в каждом кадре, который, что еще огромный плюс, как хочешь - так и читай.

У меня весь фильм - особенно переход ко второй, конечно, - воспринялись не столько как бесовство (и атата, как так можно), сколько как рассуждение о природе власти; и да, власть и христианство не очень совместимы, в силу самой хритианской идеологии.
То есть либо ты весь такой, светлый, солнечный луч на тебя падает и ты речи толкаешь, либо у тебя руки по локоть в крови - но просто потому, что иначе-то нельзя, иначе не сломать.
И да, через ломку, через то, что уже не совсем человеком герой становится.
Но это, власть вообще не так чтобы хорошо влияет на людей - не в смысле развращает, в смысле немножко другие категории сразу в восприятии. Для челрвека оно, конечно, плохо, если мы про отдельного человека говорим.

И потому у меня был немножко... ну, не шок, я привыкла, - но недоумение, когда лектор рассуждал о том, что в конце же Ефросинья теряет сына, мы начинаем ей сочувствовать. А там, как коллега по курсу правильно сказал, уже язычество началось, Сатурналии практически, и мораль немножко потому другая была. То есть месть, когда око за око, в такой до-новозаветной, римской практически парадигме - она там нормальна, только так поступить и можно, за что ж сочувствовать, когда человек получил, кхм, симметричный ответ? Это вам как Сеян с дочерью - дочку жалко, а вот Сеяна ниоичнь.

И это, конечно, такая дикая параллель "Генриху" Оливье - тот показывал национального героя, вычистив даже у Шекспира всю неоднозначность (а Генрих был, конечно, крут); а Эйзенштейн показывает национальный символ (но не героя) как спуск в ад.
Менталитет такой менталитет.
Нельзя было такой показывать после войны, нельзя.
Правильно запретили, увы.
Tags: movies
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments